Бритвин Виктор

Бритвин Виктор 


Иногда случайная находка может оказаться настоящим сокровищем. Так среди изданий для самых маленьких в нашей библиотеке есть книжка-малышка «Снег да снег» со стихами Александра Блока и иллюстрациями Виктора Бритвина. Несколько страничек, зимние пейзажи и жанровые сценки, два стихотворения. Чем же ценна эта книжка?..

Во-первых, тем, что уцелела во времени, побывав во множестве детских рук. Даже в личных библиотеках книжки-малышки из-за своего размера и некоторой почти летней невесомой хрупкости редко сохраняют свою целостность. Часто они просто теряются. И это лишь одни из причин, почему такие книжки ценятся коллекционерами. Во-вторых, она сейчас «малышка» лишь размером и содержанием, ведь ей уже сорок лет. В-третьих, в ней действительно хорошо подобраны стихи. Первое о зиме и обо всём, что в ней мило: зимние забавы, чаепитие с самоваром, морозный воздух и белизна снега, дымок из трубы… А второе – «Колыбельная песня». Совсем не о зиме, но покой в этом стихотворении напоминает поздний вечер декабря или января с их предсонной тишиной, мягким светом ночника и уютом тёплой, хорошо прогретой комнаты. Ну и в четвёртых, в этой книжке прекрасные иллюстрации.

Надо сказать, что внимание привлекает уже одна только обложка. Синеватое сияние вечернего снега и лимонное – затухающего неба, резные, почти чёрные деревья, утонувшие в сугробах домишки. Классическая деревенская зима!.. Открываешь разворот с названием, а там уже протянулись от деревьев длинные тени, легли на снег и изрезали его. И совсем не мешает пейзажу то, что нет простора большого полотна, а есть лишь эти маленькие странички, как не мешает подобное любой тщательно прописанной миниатюре. И по этой миниатюре, по снежной её эмали пустил искусный художник рыжего игривого конька, тянущего сани, а в санях – прописал мужика с хворостом, и о собачке, хвост которой – бубликом, не забыл. И столько в этой миниатюре умиротворения, простоты, красоты и трогательной ясности, что рука тут же тянется посмотреть, что на других страничках. Бесценная книжка!..

Тем удивительнее узнавать, что Бритвин иллюстрировал и литературу по истории – с эпическим размахом выстраивал сложнейшие композиции и с точностью опытного художника помещал их в замкнутое пространство страницы и ещё более ограничивающее – текста.

Иногда про стихи говорят, что цеплять должна уже первая строка, что если она провальная, то и всё стихотворение, скорее всего, тоже будет не самым удачным. Про обложки книг тоже можно сказать что-то подобное, ведь именно с них и начинается книга. Вот берёшь в руки «Минина и Пожарского» исторического романиста Валентина Ивановича Костылёва, издание с рисунками Бритвина, и на мгновение попадаешь в прошлое, в особый, важный для нашей страны момент. Акцентные лазурь и алый. Козьма Минин в кольчуге и Дмитрий Пожарский в латах и шлеме. Есть в их портретах что-то монументальное, как, впрочем, чаще всего и должно быть, если мы представляем себе героев прошлого.

Нет, не может быть провальной в иллюстративном плане книга с такой обложкой. Более того, тут есть толика волшебства, ведь она скорее похожа на дверь во времени. Открыл её и оказался в декабре 1610 года в момент столкновения поляков с посадскими людьми Нижнего Новгорода. Не успел оглянуться, как уже отправился по страницам прошлого смотреть на самые эпические моменты. Вот на рисунке Бритвина столкновение москвичей с польскими шляхтичами и солдатами. Вот Пожарский выезжает из Дмитровских ворот. На одном плече его – красивый голубой плащ. Вот войско на просторе берега Оки. Вот на Девичьем поле столкнулись нижегородцы с поляками. Вот оранжевое зарево взятия Кремля. Настоящее путешествие, в котором читатель, благодаря рисункам, в какой-то степени становится очевидцем. Ведь видели же лазурное крыло плаща на Пожарском?.. То-то же.

Прекрасно владеет этот художник и различными техниками чёрно-белой графики. К примеру, в сборнике стихов Николая Гумилёва рисунки Бритвина точно попадают в атмосферу мужественного романтизма, экзотичности и лёгкой фантастичности, оставаясь при этом тонкими и воздушными. Совсем иначе выглядят иллюстрации к сборнику Виктора Розова «В добрый час!»; в них на первый план выходит точность штриха, непрерывность некоторых линий становится принципиально важной. А в «Господах Головлёвых» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина поражают воображение выразительные портреты персонажей.

Но дети, как правило, больше любят цветную иллюстрацию и чаще обращают внимание на неё, чем на чёрно-белые картинки. Без сомнения, им больше понравились бы картинки к рассказам о животных. Например, к произведениям Георгия Скребицкого про скворца, барсучонка или заботливую маму-лисицу. Или Юрия Яковлева про белого медвежонка Умку. Работа в анималистическом жанре сложна, и не всякому она даётся, но из-под кисти Бритвина животные выходят, как живые, от синичек у кормушки на дереве до диковинного носорога.

В одном из интервью Виктор Глебович сказал: «Искусство существует для того, чтобы протягивать от человека к человеку ниточки понимания. Для того, чтобы чужому, в принципе, человеку, который слушает музыку или читает произведение литературы, раскрывалась душа художника. Чтобы он в этой душе находил свое отражение. И ощущал, что он не одинок в мире». Это очень правильные слова, в них нет ничего лишнего, и они столь деликатны, что впору восхититься той мягкости, с которой говорится о понимании и одиночестве. Действительно, читатель может разделить с художником представляемое. А если учесть, что первые художественные впечатления ребёнок получает из детской книжки, то становится ясно, что на иллюстраторе лежит большая ответственность. Его протянутая «ниточка понимания» – это дорога, по которой маленький читатель пойдёт, открывая для себя безграничный мир искусства, и очень важно, чтобы интересы художника и любознательного ребёнка совпадали.

Биографическая справка
Виктор Глебович Бритвин – известный российский художник-график, заслуженный художник Российской Федерации и Чувашской республики, лауреат премии им. Александра Солженицина («за выдающиеся по качеству и выразительности иллюстрации к сказкам и мифам народов мира; за глубокое и взволнованное прочтение русской лагерной прозы взглядом художника-графика»), автор иллюстраций к произведениям мировой, русской и чувашской классической литературы. Родился в 1955 году в городе Чебоксары, где в 1977 году окончил Чебоксарское художественное училище, после которого, в 1983, завершил обучение в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.
  С начала 1980-х гг. работает в сфере детской книжной иллюстрации. Оформил более 150 книг разной направленности в ведущих издательствах, среди которых «Детская литература», «Махаон», «Дрофа» и др. Его иллюстрации неоднократно получали самую высокую оценку со стороны специалистов и любителей книжной графики. Многие работы художника находятся в музейных и частных коллекциях как в России, так и в других странах мира.


Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.

  Некоторые из книг с иллюстрациями Виктора Бритвина из фонда нашей библиотеки:
1.       Блок, А. А. Снег да снег : Стихи: Для дошкольного возраста / Александр Блок; Рисунки Виктора Бритвина. – Москва : Детская литература, 1982.
2.       Скребицкий, Г. А. Друзья моего детства : Рассказы / Георгий Скребицкий; Художник Виктор Бритвин. – Москва : Дрофа, 2003.
3.       Жвалевский, А. В. Правдивая история Деда Мороза : [6+] : повесть / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак ; иллюстрации Виктора Бритвина, Ольги Муратовой. – Москва : Лабиринт Пресс, 2020.
4.       Пушкин, А. С. Сказка о попе и о работнике его Балде / Александр Сергеевич Пушкин ; рисунки Виктора Бритвина. – Москва : Детская литература, 1988.
5.       Бажов, П. П. Орлиное перо : из уральских сказов о Владимире Ильиче Ленине / Павел Бажов ; [художник Виктор Бритвин]. – Москва : Детская литература, 1990.
6.       Яковлев, Ю. Я. Я иду за носорогом : Рассказы / Юрий Яковлев; Художник Виктор Бритвин. – Москва: Дрофа, 2003.
7.       Емец, Д. А. Древняя Русь : [12+] история в рассказах для школьников / Дмитрий Емец ; художник Виктор Бритвин. – Москва : Росмэн, 2016.
8.       Костылев, В. И. Минин и Пожарский : повесть / Валентин Иванович Костылев; рисунки Виктора Глебовича Бритвина. – Москва : Детская литература, 2007.
9.       Рассказы о детях : [6+] : рассказы, отрывки из повестей русских писателей XIX-XX вв. / художник Виктор Бритвин. – Москва : Детская литература, 2020.

Использованные источники:
1.       Виктор Бритвин. Интервью порталу «Элита Чувашии» [http://ilemle.ru/] Искусство Чувашии. URL: http://ilemle.ru/britvin/viktor.html (дата обращения: 25.11.2022).
2.       Виктор Глебович Бритвин [https://melik-pashaev.ru/] //Издательство «Мелик-Пашаев». URL: https://melik-pashaev.ru/britvin-viktor/ (дата обращения: 25.11.2022).