Монин Евгений

                  Монин Евгений
В Комнате Сказок нашей библиотеки можно найти один примечательный сборник «Джек – победитель великанов». На обложке голова великана в старинном костюме с белоснежным жабо и маленький храбрец, бросающий в великана перчатку, то есть вызывающий его – нет, не на дуэль, не может быть честной дуэли между столь разными существами, а сражаться не на жизнь, а на смерть. Маленький Джек – против людоеда и страшилища. И перчатка маленькая, хотя и видно, как ловко она брошена, и меч, на который Джек опирается, тоже маленький, а великан – в половину обложки, и есть в этом какая-то ирония, толика звонкого отчаяния и капля сумасшедшего безрассудства.

Ясно, что в этом сборнике только сказки . Английские, шотландские, валлийские, ирландские… Именно над сказками, русскими и зарубежными, нравилось работать Евгению Григорьевичу Монину. Как писал его коллега по цеху Лев Токмаков, больше всего художник любил «освобождать прекрасных принцесс, запертых в пещере ужасным огнедышащим драконом», а ещё вести беседы с шутами и великанами и встречаться с королями и рыцарями.

От королей, рыцарей и королевского двора в целом ждёшь роскоши, яркости, щедрости, ждёшь, что и в рисунках они проступят сквозь время, ослепят своим богатством, поразят великолепием, но иллюстрации Монина сдержанные и даже монотонные, и на такое впечатление не влияет даже разнообразие используемых цветов. Но именно сдержанность и монотонность каким-то волшебным, совершенно сказочным образом помогают читателю попасть в прошлое и обнаружить себя в окружении арок, башен, подземелий и пейзажей с мрачноватыми деревьями, как на старинных полотнах, потемневших от времени.
Эти сдержанность и монотонность присущи и другим иллюстрациям Монина. Стиль этого художника узнаваем, запоминаем, но, конечно, сказки, которым была «к лицу» тонкая ирония этого иллюстратора, совсем не то же самое, что, например, стихи для детей. Евгений Григорьевич, окончивший художественную школу в Москве и Московский архитектурный институт, за свою жизнь проиллюстрировал свыше двухсот книг. Конечно, среди них были и сборники стихов – Якова Акима, Юлиана Тувима, Юрия Кушака и других поэтов. А ведь была ещё работа в «Мурзилке», и создание иллюстраций для диафильмов, и многое другое. Более двадцати книг, оформленных Мониным, отмечены дипломами всесоюзных и всероссийских конкурсов детской книги. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина и Среднесловацкой картинной галерее. А за иллюстрации к книге «Английские сказки» ему была присуждена серебряная медаль Российской Академии художеств.
Но вернёмся к стихам…

С Яковом Акимом Евгения Григорьевича связывала многолетняя дружба, а не только работа. В фонде нашей библиотеки есть несколько стихотворных сборников поэта, оформленных в разные годы Мониным. Они ярче и динамичнее тех же сказок, но немного туманная отрешённость рисунка сохраняется и удачно подчёркивает разнообразие характеров. Вот выразительный портрет жадины из книжки Акима «Разноцветные дома»: насупившийся мальчик стоит за углом дома лицом к зрителям, прижимает санки к груди крепко-крепко и ни с кем ничем не хочет делиться. Нет в стихотворении про жадину у Якова Лазаревича ни слова про снег и саночки, а у Монина всё это есть. А ещё есть заснеженный крутой склон, и лёгкие стремительные двуцветные фигурки лыжников на заднем фоне, из-за чего именно вот этот сердитый мальчик в зимней кукольной одежде кажется единственно возможным. Нарисовано настолько гениально, что вслед за поэтом хочется зачарованно повторить:

Кто держит
Конфету свою
В кулаке,
Чтоб съесть её
Тайно от всех
В уголке?..

Простой и обычной на первый взгляд кажется иллюстрация к стихотворению «Весело мне!». На рыжеватом жгучем фоне ещё один мальчик – удалой всадничек на игрушечной лошадке. Рубашка на юном наезднике красна, а лошадка – в яблоках. Так сразу не посмотришь на эти дымчатые пятнышки, но начнёшь читать, и голова закружится, замелькают яблоки-горошины, замельтешат:

Яблоки-веники,
Яблоки-веники,
Скачет весёлая
Песня моя!

Тут и рубашонка совсем по-другому заиграет, нарядная, вызывающая, нахальная, и дымные (не дымчатые!) яблочки иными покажутся, из туманной мечты сотканными, из встречных ветров, и рыжий фон, статичный, спокойный, загорится, заполыхает, наполнится жаждой жизни, неугасимой энергией.
Совсем другая игрушечная лошадка в стихотворении «Мой конь». Вроде бы и грива до самой земли вьётся, но конь на колёсах, и потому художник главной иллюстрацией сделал не его, а тёмные ночные деревья за окном, шагнул за границу стихотворения и за пределы уютной комнаты и показал размытый, слабый вечерний свет в окнах. Вот силуэт человека, вот кусочек рыжей шторы, а вот и деревья – тёмные, как приближающийся сон, глубокие, таинственные, чужие. Мальчик уже привязал коня за уздечку и сказал своё сонное «спокойной ночи, лошадка!»
Но иногда скрытая энергия в рисунках Монина прорывалась, и тогда бил волной ослепительный синий, взрывался жёлтый, обжигал алый… У Юлиана Тувима есть стихотворение «Апрельская берёзка». Кажется, весеннее молодое деревце, особенно белоствольная берёзка, должно быть нежным, утончённым, выплывающим медленно из зеленовато-голубой дымки воздушного пространства полей, но так лишь кажется. Есть в рисунке Евгения Григорьевича и поле, и даже домик белый расписной, но вот небо и берёзка завораживают бескомпромиссным розовым цветом. И по розовому небу жаворонки летят, и розовые густые ветви более весенними кажутся. А ведь у Тувима о цвете лишь одно сказано:

Даже не листочки молодые,
А зеленовато-золотые
Облачка прозрачного клочки…

Выбранный художником розовый цвет, как ни странно, подчёркивает юность и прозрачность листиков и напоминает о чём-то неуловимом или подзабытом. Может, о том, как все мы в детстве нет-нет да и смотрели сквозь пальцы на солнце и видели розоватую, яркую кайму ладони, проницаемой светом?..
В книге Марины Москвиной «Танец мотыльков над сухой землей» есть интересный факт о знакомстве с Мониным, о том, как Яков Аким представлял его: «Это такой человек, — сказал он, — помнишь у Ильфа? Не пройдет в дверь, пока не пропустит всех». С иллюстрациями иногда тоже так бывает. Перебираешь имена, вспоминаешь самые, казалось бы, яркие. Это ещё и о них «пропустит всех», так, чтобы потом можно было во всей полноте ощутить сдержанное благородство. После всех «пропущенных» имён обязательно вспомнится Евгений Григорьевич Монин, вспомнится так, как вспоминаются леса, горы, реки и озёра, как что-то вечное и настоящее, как то, к чему возвращаешься набраться сил и впечатлений – раз за разом, не изменяя себе.

 
Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.

Некоторые книги из фонда нашей библиотеки с иллюстрациями Евгения Монина:
1.       Аким, Я. Л. Разноцветные дома : стихи / Я. Аким ; рис. Е. Монина. – М. : Дет. лит., 1989.
2.       Андерсен, Х.-К. Стойкий оловянный солдатик : [сказка] / Х.-К. Андерсен ; [пер. с дат. А. Ганзен ; худож. Е. Монин]. – М. : Малыш, 1983.
3.       Барто, А. Л. Игрушки : [стихи] / Агния Барто ; [рисунки Е.Монина]. – М. : Дет. лит., 1975.
4.       В моих краях : итальянские нар. сказки / пересказ с ит. Л. Вершинина ; рис. Е. Монина. – М. : Дет. лит., 1981.
5.       Гримм, Я. Удалой портняжка : [сказка] / Я. Гримм, В. Гримм ; [пересказ Б. В. Заходер ; худож. Е. Монин]. – М. : Малыш, 1978.
6.       Джек – победитель великанов : англ., шотланд., валлийские, ирланд. сказки / переск. с англ. Н. Шерешевская ; рис. Е. Монина. – М. : Малыш, 1991.
7.       Кушак, Ю. Н. Плывет кораблик в гости : стихи / Ю. Н. Кушак ; рис. Е. Монина. – М. : Малыш, 1985.
8.       Тувим, Ю. Письмо ко всем детям по одному очень важному делу : стихи / Ю. Тувим ; послесл. В. А. Приходько ; рис. Е. Монина. – М. : Малыш, 1979.

О творчестве художника:
1.       Евгений Монин [http://www.fairyroom.ru/] // Картинки и разговоры. URL: http://www.fairyroom.ru/?page_id=4615 (дата обращения: 10.09.2021).
2.       Зурабова, К. «Человек искусства» / Карина Зурабова // Дошкольное воспитание. – 2013. - №3. URL: http://www.fairyroom.ru/?p=21352 (дата обращения: 10.09.2021).
3.       Кудрявцева, С. Художники детской книги : Пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Л. С. Кудрявцева. – М. : Академия, 1998. – С. 108-109.