Вологодская областная детская библиотека, Книжки с картинками, Остров Светозар

                              Остров Светозар
В 1964 году были изданы первые рисунки Светозара Александровича Острова, известного петербургского иллюстратора, продолжателя традиций лебедевской школы ленинградского Детгиза. С тех пор художник проиллюстрировал более двухсот книг, среди которых произведения А. Пушкина, М, Лермонтова, Ш. Перро, Х. К. Андерсена, Дж. Толкиена, А. Лиханова и многих других. Но до этого была, конечно, Средняя художественная школа, были живописный и графический факультеты Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, и сама книжная иллюстрация всегда была сопряжена со станковой и прикладной графикой.
Светозар Александрович с 1970 года является членом Союза художников России. Он участник и лауреат многочисленных выставок книжной графики и иллюстрации в нашей стране и за рубежом, в том числе биеннале иллюстрации в Болонье (Италия), Братиславе (Словакия) и Лейпциге (Германия). В 2006 году Остров был награжден серебряной медалью Российской академии художеств.

Вот, что сам художник в одном из интервью сказал о себе: «Я много лет проработал с детской книгой: журнал „Костёр“, ленинградский и московский Детгиз, издательство „Малыш“... Если у вас есть в доме старые детские книжки, то наверняка есть и те, что с моими иллюстрациями». В самом деле, книжки с иллюстрациями Острова широко представлены в фонде нашей библиотеки. Среди них есть и новые, и переиздания ранее выпускавшихся, и уже потемневшие от времени. Но все без исключения вызывают из-за рисунков живейший интерес и легко удерживают внимание даже самого пресыщенного читателя.

Иногда иллюстрации этого художника по его имени называют «светозарными», излучающими особый сказочный свет. Хотя есть у Светозара Александровича Острова и сумрачные рисунки, как в знаменитой книжке Сергея Козлова «Правда, мы будем всегда?». Вот только лесная темнота всё равно озаряется светом, то робким, то интенсивно сияющим – снега, живого существа, бликов на воде, берёзового мостка. В то же время, если взять оформленные им «Олимпийские игры» Е. Озерецкой и «От былины до считалки» В. Бахтина, можно увидеть талантливые стилизации: в первом случае – под роспись древнегреческих ваз и барельефы, во втором – внимательный читатель вспомнит и про лубок, и про нарядные пряничные доски, и про печные изразцы, и про прялки, и про расписные сундуки. Все рисунки помещены в окошечки, что создаёт эффект взгляда на совсем иную жизнь – на старину с её чудесами, добрыми и мужественными богатырями, избушками на курьих ножках и многим другим.

Если же взять иллюстрации Острова к повестям А. Лиханова, к сказке «Как Серёжа на войну ходил» и рассказу «Девочки с Васильевского острова» Ю. Яковлева, то сквозь слёзную, расплывающуюся влагу акварелей проступят тревожные события совсем другого времени – военного и послевоенного. Только детский мир в рисунках художника всё равно – вопреки всему – предстанет во всём своём светлом разнообразии. Некоторые детские фигурки напомнят читателю весенние первоцветы с их яркостью и чистотой. Тихоня Нинка Правдина из рассказа «Музыка» А. Лиханова соответствует своему описанию, хотя и не полностью: «От Нинки несло каким-то благоуханием, бант у неё прямо светился белым сиянием, щёки горели, как фонарики, чёрные глаза блестели». Эта девочка у художника напоминает первый снег на земле. Голубовато-лиловый бант в самом деле сияет, но Острову этого сияния было мало, и он добавил белейшие фартук и воротничок, глаза же, вопреки слову автора, сделал не чёрными, уступил акварели и талой весенней воде, нарисовал их небесно-морскими, смешав синеву вечернего печального снега и изумрудную зелень морских бушующих просторов. Потому что Нинка с нотами в руках – сама музыка неба, моря, жизни и надежды.

Как тут не согласиться с искусствоведами, увидевшими «светозарность» рисунков Острова. Она есть даже в его работах к сказкам. Вот «Золушка» Перро, изящная и лёгкая, даже немного легкомысленная – от обложки с изящной резной каретой до украшающей концовки с неясными розово-голубыми цветами. Кони в упряжке чуть просвечивают, как тающий снег, как эфемерная льдинка, которая вот-вот станет воздухом, исчезнет без следа, как и всякое чудо, что недолговечно. Фея-крёстная, выполнив задуманное, растворяется в осенней рыжеватой прохладе парка. Хрупкий маленький принц в чёрном на фоне вечерних манящих огней праздничного бала встречает беленькую невесомую Золушку. Давно уже известны все повороты сюжета и сам конец истории, но иллюстрации увлекают, очаровывают и делают сказку более сказочной, превращают её в короткий упоительный сон о любви с первого взгляда.

У Светозара Александровича есть потрясающая способность к перевоплощению, что иногда затрудняет определение принадлежности тех или иных рисунков. Найдёшь на титульном листе или в конце книги имя художника и удивишься. Надо же, это тоже он!.. У книги Дж. Толкиена «Кузнец из Большого Вуттона» обложка напоминает старинное живописное полотно. И краски уже потемнели от времени, и скалы в лёгкой голубоватой дымке, напоминающей о технике сфумато. Будто на мгновение открыл свои двери давно забытый мир Рёйсдала, Аверкампа, Вермеера и Хальса. Возможно, художник черпал вдохновение и у этих признанных мастеров прошлого, но в любом случае иной и не могла получиться сказка, герой которой встретился в Долине Вечного Утра среди цветущих лилий с самой Королевой эльфов.

Редкой красоты иллюстрации к «Побегу» К. Станюкевича. В фонде нашей библиотеки нет современного переиздания с серией работ Острова, но то, что страницы книжки 1983 года выпуска давно потемнели, придаёт всему особый оттенок, и речь, как вы понимаете, не о красках, а о смысле. Хотя краски тоже важны: желтизна подцветила и безвозвратно изменила иллюстрации, но одновременно подчеркнула те самые свет и прозрачность, присущие рисункам художника. Они стали похожи на старые фотографии, с которых смотрит прошлое – молчаливо и немного меланхолично. Более того, свет в рисунках иногда кажется нестерпимо ослепительным, словно всё прямо на глазах выгорает и вот-вот исчезнет. Возможно, потому книжка кажется хрупкой и драгоценной. Выгорают в фиолетовой южной ночи фрегаты, бриги и шхуны, выгорает на дневном солнце разношерстная рыночная публика, выгорает мальчик Вася на мраморной лестнице, выгорает денщик Кирилл и другие герои. Только искусство Светозара Острова – улавливать неуловимое – и удерживает всё от окончательного исчезновения.

А ведь есть ещё и стихи! Художник создавал к ним рисунки так, что общая эта работа кажется необременительной. Конечно, все понимают, что в неё вложено немало труда и времени, но если посмотреть иллюстрации к книгам Игоря Мазнина, Якова Акима и Валентина Берестова, то во всём чудится мимолётность, легчайшая скоротечность. Так, наверное, и должно быть со стихами: рисунки к ним напоминают сами стихи – дыхание, воздух, необходимый на то, чтобы их произнести, краткий миг любования и восторга, печали и нежности, веселья и надежды. И очень уместными кажутся строки Игоря Мазнина из стихотворения «Тихо шепчет подорожник»:
Тихо шепчет подорожник:
– Нарисуй меня, художник!..
А художник смотрит вдаль,
Ничего не слышит:
Неба низкого печаль
Серой краской пишет…

Даже если и есть в рисунках Острова к стихам оттенки серого, свет и другие цвета всё вытесняют, и печаль – тоже вытесняют, оставляя что-то невесомо-прозрачное и чистое. «Светозарное», как теперь точно можно сказать.


Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.

Некоторые из книг с иллюстрациями Светозара Острова из фонда нашей библиотеки:
1.       Мазнин, И. А. Будем дружить! : стихи / И. А. Мазнин; худож. С. Остров. – М. : Малыш, 1988.
2.       Станюкович, К. М. Побег / К. М. Станюкович ; худож. С. Остров. – М. : Сов. Россия, 1983.
3.       Козлов, С. Г. Правда, мы будем всегда? : сказки / С. Г. Козлов ; худож. С. Остров. – М. : Сов. Россия, 1987.
4.       Яковлев, Ю. Я. Как Серёжа на войну ходил : [6+] : сказка / Юрий Яковлев ; рисунки Светозара Острова. – Москва : НИГМА, 2018.
5.       Яковлев, Ю. Я. Девочки с Васильевского острова : [6+] : [рассказ] / Юрий Яковлев ; рисунки Светозара Острова. – Москва : НИГМА, 2020.
6.       Лиханов, А. А. Крутые горы ; Музыка : [12+]: повести / А. А. Лиханов ; худож. С. Остров. – М. : Детство. Отрочество. Юность, 2015.
7.       Перро, Ш. Золушка : [сказка] / Ш. Перро ; пер. с фр. Н. Касаткиной ; рис. С. А. Острова. – 3-е изд. – Л. : Художник РСФСР, 1981.
8.       Толкин, Д. Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона : сказка / Джон Роналд Руэл Толкиен ; перевод с англ. Ю. Нагибина, Е. Гиппиус ; предисл. Ю. Нагибина ; худож. С. Остров. – М. : Дет. лит., 1988.
9.       Алмазов, Б. А. Я иду искать : [12+] : [повесть] / Борис Алмазов ; худож. С. Остров. – СПб. ; М. : Речь, 2015.
10.   Драгоценный ларец : сказки рус. писателей / сост. А. П. Карелин ; худож. С. А. Остров. – Л. : Лениздат, 1985.
11.   Попугай Дагобер и ржавый якорь : Франц. сказки и стихи / Пер. с фр. М. Яснова; Худож. С. Остров. – М. : Монолог, 1994.

О творчестве художника:
1.       Светозар Остров [http://www.fairyroom.ru/] // Картинки и разговоры. URL: http://www.fairyroom.ru/?page_id=3100 (дата обращения: 24.02.2022).
2.       Художник – Светозар Александрович Остров [https://fantlab.ru] // Лаборатория Фантастики. URL: https://fantlab.ru/art588 (дата обращения: 24.02.2022).