Шатохин Александр

Шатохин Александр

Наша рубрика сегодня не совсем обычная. Она посвящена одной книжке-картинке, сделанной в редком и непривычном для читателя направлении. «Голубая машинка» Александра Шатохина относится к «тихим книгам» или, как их ещё называют, «silent books». Для них характерно отсутствие текста и упор на графическую составляющую. История рассказывается лишь с помощью картинок, и иллюстраций достаточно, чтобы понять смысл произведения.

Надо сказать, что «тихие книги» – явление для нашей детской литературы не новое. В 1925 году в издательстве «Радуга» вышла книжка Владимира Васильевича Лебедева «Охота». Она представляла из себя что-то вроде альбома. Двенадцать цветных автолитографий на тему охоты в разных странах и у разных народов. Эта книжка была не так популярна, как другие работы Лебедева, долгое время не переиздавалась и быстро стала библиографической редкостью. Лишь в 1968 году её переиздали тиражом всего 500 экземпляров. Если учесть, какими тиражами тогда выходили детские книги, то это издание не назвать даже каплей в море. При этом считается, что этот альбом – одна из самых совершенных работ автора и занимает особое место в истории советской книжной графики. Из похожего вспоминается, разве что, книжка знаменитого художника Александра Дейнеки «В облаках», вышедшая в 1930 году и показавшая всё несколько под другим углом зрения: разнообразные летательные аппараты, небо, отдалившаяся и ставшая игрушечно маленькой земля. Да ещё «Парк культуры и отдыха» Татьяны Лебедевой (Мавриной) и Валерия Алфеевского, книжка, напоминающая молчаливую экскурсию по парку Горького в Москве. Тоже – 1930 год.

Эти первые книги, действительно, больше походили на альбомы. Литографии можно было рассматривать, как открытки. Кроме того, и у Лебедева, и у Дейнеки к каждой картинке давалось объясняющее название. С тех пор детская книжная иллюстрация невероятно изменилась, проделав долгий путь. «Голубая машинка» уже не альбом, а полноценная история. В ней читатель не остановится на границе двух изображений, связанных лишь общим ритмом и чёткой конструкцией, а увлечённо последует вглубь произведения. В случае с «Голубой машинкой» это будут долгое, беззвучное путешествие в океанские глубины и неожиданное возвращение на землю – совсем не триумфальное, лишённое какой-либо торжественности и своей скромностью лишний раз напоминающее об обычности жизни и её безыскусной прелести.

Отправимся же и мы в это путешествие…

Сюжет довольно прост. Жизнь маленькой голубой машинки не задалась с самого начала. При транспортировке через океан большой партии автомобилей случилось непредвиденное: порвались удерживающие тросы, и один автомобиль упал в воду. Возможно, впервые океанские глубины были освещены молочно-туманным светом фар. Конечно, этот свет не мог не привлечь стайку рыбок. Они не только сопровождали машинку в путешествии через развалины затопленных древнегреческих храмов, мимо фосфоресцирующих медуз и опасных чудовищ, но и подружились с ней. В свою очередь машинка спасла стайку от рыболовецкого судна, порвав сети. Спасла, но попала в эти сети сама, и дальше последовало продолжении истории уже на земле, где машинку доставили в рыбачье поселение и отремонтировали. Семья одного рыбака теперь может ездить на этом автомобиле на пикники. Во время одного из них, у обрыва в океан, происходит встреча-прощание голубой машинки со стайкой всё тех же рыбок.

Напоминаем, что всё изложенное максимально кратко представлено лишь в картинках необыкновенной красоты. И что удивительнее всего, этой чудесной истории могло и не быть. В одном из интервью Александр Шатохин рассказал, что всё началось со случайности: «Когда-то давно я себе наметил, что буду рисовать каждый день, пусть это будет одна иллюстрация, один рисунок, но сделанный лишь для себя, где я изображаю всё, что захочется. И вот однажды я нарисовал картинку с тонущей голубой машинкой, вокруг которой собрались маленькие рыбки, много рыбок. Нарисовал, выложил в соцсети и забыл. А потом увидел комментарий от художниц-сестёр Анны и Варвары Кендель, что было бы здорово увидеть такую вот книжку, с этой историей про машинку. И у меня что-то внутри щёлкнуло. Вот так, абсолютно случайно, по воле случайно-неслучайного комментария я нарисовал целую историю о дружбе машинки и рыбки. Хотя о книге, тем более тихой книге, я в тот момент даже не задумывался».

В сети можно найти короткую видеозапись с экрана: ускоренный процесс создания рисунка на компьютере – от первого, схематичного наброска самой машинки, до заливки пространства цветом и проработки мельчайших деталей. Когда понимаешь, какая сложная и вдохновенная работа была проделана автором, с особенным вниманием начинаешь относиться к конечному результату – изданной книге.

Книжка Александра Шатохина, «случайная», как всё прекрасное, получилась на редкость проникновенной и доброй. Кроме того, иллюстрации без текста подстёгивают воображение, заставляют его с каждым новым прочтением-просматриванием книги делать историю всё более глубокой и детализированной. Конечно, такое «чтение» будет увлекательным не только для детей, но и для взрослых. У «тихих книг» возрастных ограничений нет. Более того, в зависимости от возраста можно прочитать историю иначе, увидеть в ней что-то невидимое и непонятное для других.

Известная переводчица Ольга Мяэотс называет «тихие книги» объединяющими и считает, что они развивают «эмоции, сопереживание, чувство цвета, умение воспринимать искусство, уважение к чужим чувствам». Эти слова применимы и к «Голубой машинке». Настоящее эстетическое удовольствие – рассматривать страницы книжки Шатохина. А совместное чтение и любование с ребёнком, совместное обдумывание, осмысление истории не могут не сближать. Да и как не сблизиться во время искреннего сопереживания. На долю машинки выпадает множество испытаний, но она не сдаётся. Даже мрачный цвет океанских глубин влияет на эмоции читателя (особенно он!), ведь именно в темноте ярче становятся розово-алые рыбки и дальше расходятся плавные, туманные ленты света, нежнее и беззащитнее выглядит голубая машинка. Возращение же на землю становится более контрастным. Вместо четырёх основных цветов появляются и другие, к примеру, зелёный, и мир внезапно из молчаливого и тёмного превращается в пёстрый и радостный. Кажется даже, что слышны крики птиц, шелест листьев, шум повседневной размеренной жизни. Даже голубая краска на автомобиле теряет свою трогательную нежность и становится чуть насыщеннее и глуше, как будто всё успокоилось, пришло в порядок.

Без сомнения, такие книжки нужны. В каком-то смысле они тоже, как голубая машинка, светом фар рассеивают кромешный мрак и делают видимыми ранее незаметные сокровища. Это не только то, что нарисовано талантливой рукой художника, но и сокровища детского воображения, преодолевающего все границы, заворожённого красотой и её хрупкостью, обладающего силой создавать, созидая. Для его развития и нужны такие эстетически прекрасные книги и добрые истории.

Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.


Использованная литература:

1.       Лебедев, В. В. Охота : [книга-альбом] / Владимир Васильевич Лебедев ; вступительная статья Всеволода Петрова ; [комментарий Юрия Яковлевича Герчука]. – Москва : Советский художник, 1978.

2.       Шатохин, А. Е. Голубая машинка : [0+ : книжка-картинка] / [иллюстрации] Александр Шатохин. – Москва : Самокат, 2021.

3.       Александр Шатохин «Голубая машинка» [Электронный ресурс] : сайт // Картинки и разговоры. – URL: http://www.fairyroom.ru/?p=98133 (дата обращения: 21.06.2022).

4.       Silent books: о чём говорят тихие книги [Электронный ресурс] : сайт // LiveLib. – URL: https://www.livelib.ru/articles/post/64198-silent-books-o-chem-govoryat-tihie-knigi (дата обращения: 21.06.2022).