Сказки о художниках

«Книжки с картинками»: Волшебные сказки о художниках


Считается, что раннее приобщение к прекрасному делает человека более восприимчивым к искусству. В. А. Сухомлинский считал, что «сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями». Конечно, частью этого мира является и живопись, картины известных художников. Именно полотна живописцев являются одним из важных средств эстетического воспитания ребёнка. Приобщение к искусству влияет на формирование культуры личности и гармоничное развитие эмоциональной сферы.

Если задуматься, то искусство окружает человека с момента его рождения, и самая доступная его часть – иллюстрации в книгах. Можно сказать, что это первые картины, которые видит ребёнок, и они определённым образом адаптированы под него: имеют удобный для восприятия размер, ярки и понятны, непосредственно связаны с текстом произведения, т. е. объясняются. Остальное зависит от таланта иллюстратора, точнее, от слияния двух талантов – художника и автора. Однако, открытой и доступной для ребёнка является и живопись, и дело даже не в том, что и с самыми маленькими детьми можно сходить в музей. Всё ещё проще, ведь есть репродукции. Рассматривая их, можно познакомиться даже с теми картинами, которые для нас физически недоступны. Самый простой пример – репродукции в учебнике по литературе. «Золотая осень» Левитана, «Богатыри» Васнецова, «Царевна-Лебедь» Врубеля… То, что будет понятно ребёнку, то, что опять же можно связать с текстом – с лирической зарисовкой про осень, с былинами о богатырях, с пушкинской сказкой о царе Салтане.

В фонде нашей библиотеки есть примечательные книжки из серии «Сказки о художниках», которые подходят для чтения всей семье. Издательство («Белый город») отдельно отметило, что книги эти предназначены для чтения взрослыми детям. Действительно, биографии художников с сохранением основным фактов не просто даются в доступной для детей форме, а превращены разными авторами в сказки. Что может быть для ребёнка понятней сказки? А в этих есть ещё и волшебство. Так девочка Варя в зале Бориса Кустодиева попадает внутрь его картин и знакомится с прошлым, Архипу Куинджи птицы приносят необыкновенные краски, работы Константина Коровина высмеивает проснувшаяся по весне муха, к Генриху Семирадскому является сама Красота, предсказывает будущее и передаёт ему дар изображения прекрасного, Александра Киселёва талантом наделяют говорящие серебристые молнии особенной грозы, а Михаила Клодта под своё крыло берёт принцесса-снежинка.

В каждой такой сказке есть место детству, ведь чаще всего чудеса происходят с художниками именно в этом возрасте. Конечно, это уже не сказка. Предрасположенность к чему-либо, а тем более любовь к рисованию можно заметить в ребёнке с ранних лет. Но это одна из важнейших сторон такого способа знакомства с живописцами (через сказки о них): дети могут сравнить себя с героями волшебных историй и понять, что для них простое рисование тоже может стать чем-то большим.

Чем ещё хороши эти сказки?.. Наверное, искренностью. Дети не любят то, что напоминает им школьные занятия, а тут полезная с точки зрения взрослого информация подаётся так, что есть ощущение увлечённости «сказителя». Кроме того, героям-художникам можно сопереживать, ведь не у всех из них судьба была лёгкой, среди живописцев встречаются сироты и те, кого обижали окружающие. Да и волшебные дары не всегда бывают счастливыми.

В уже упоминавшейся сказке про Михаила Клодта была не только добрая принцесса-снежинка, но и суровая снежинка-королева, которая подобно злой фее наделила художника даром говорить одну только правду. Так и получилось, что Клодт не щадил чужих чувств и не был снисходительным к чужим недостаткам.

Сказки о художниках совсем небольшие, легко читаются и прекрасно иллюстрированы. А в качестве иллюстраций – репродукции известных картин, среди которых встречаются и автопортреты. Тексты часто взаимосвязаны, в них могут упоминаться и другие живописцы. Уже знакомое имя позволяет расширить границы восприятия. Но самое главное заключается, пожалуй, в волшебстве. Как дети воспринимают волшебство?.. Как чудо, с которым нужно обращаться осторожно, к которому подходишь с надеждой и трепетом. Этому чуду радуешься, в него без сомнений веришь. Так, через особенное отношение к чуду, авторы сказок знакомят детей с искусством. Высока вероятность того, что и в будущем, став взрослыми серьёзными людьми, читатели этих произведений будут относиться к живописи – как к чему-то волшебному.

Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.

Репродукции картин:
1. Б. Кустодиев «Масленица».
2. Б. Кустодиев «Купчиха за чаем».
3. М. Клодт «Вид на острове Валааме».
4. Г. Семирадский «Пастушок, играющий на свирели».
5. А. Киселёв «Дача в Крыму».
6. А. Куинджи «Вечер на Украине».
7. К. Коровин «На берегу моря».
8. К. Коровин «Дачи на берегу реки».
9. К. Коровин «Кафе "Ла Марин". Париж».