Эдуард Успенский

Эдуард Успенский и мир фантазии


О многочисленных талантах Эдуарда Николаевича Успенского можно говорить бесконечно. Кажется, равнодушных хотя бы к частичке его творчества нет. Для кого-то он уникальный прозаик, интуитивно понимавший, что нужно детям, для кого-то блестящий сценарист, благодаря которому появились одни из лучших советских мультфильмов, для кого-то весёлый поэт, а для кого-то просто создатель таких персонажей, про которых можно сказать, что они не просто были когда-то придуманы, а вошли в нашу жизнь и сердца, поселились там навсегда, стали частью семьи и привнесли во всё щемяще-праздничное настроение, такое, какое бывает в день рождения и под новый год – немного грусти и безмерное тихое счастье. 


Конечно, персонажи эти влияли и на жизнь автора, заполняя её и диктуя свои правила. К примеру, герои переходили из прозы и стихов в мультфильмы, и мы можем посмотреть на разноцветную семейку осьминогов, на Крокодила Гену с Чебурашкой, на Дядю Фёдора, Матроскина, Шарика и многих других. А ещё можем про них прочитать. А стихи и вовсе выучить наизусть!.. Да и как их не запомнить, если они сами собой запоминаются?..

Жил осьминог
Со своей осьминожкой,
И было у них
Осьминожков немножко…

Так гениально начинается одна из известнейших стихотворных историй про семейку разноцветных осьминогов. Восемь проказливых детей (совсем немножко!) всё время норовят что-нибудь придумать.

Была у детишек
Плохая черта:
Они, как хотели,
Меняли цвета.

Такая история всегда будет понятна и близка маленьким читателям, ведь и сами они, исследуя мир, попадают в разные ситуации. Кроме того, всем известно, что самые большие фантазёры и выдумщики на свете – это дети. Хотя у Успенского фантазёрами могут стать все, даже самые благоразумные люди на свете. К примеру, в стихотворении «Разгром» мама как обычно приходит с работы домой. Поэт и начинает рассказывать о её возвращении так, что всё кажется обычным-преобычным:

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.

Кто-то из взрослых вспомнит из-за этих строк мультфильм и будет прав. Это как раз тот случай, когда персонажи вездесущи и настоятельно требуют, чтобы их показали. Как тут устоять?.. Мама уже окинула взглядом комнату, и фантазия начала своё дело:

— Был на квартиру налёт?
— Нет.
— К нам заходил бегемот?
— Нет.
— Может быть, дом не наш?
— Наш.
— Может, не наш этаж?
— Наш.

Чем-то это напоминает знаменитую сцену с приездом настоящего ревизора. Театр драмы и комедии для детей, где из нескольких предложений и маленькой сценки появляется сокрушительная реальность: детей оставили одних, и они перекроили этот мир в детской игре: 

Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.

Тут самое время маме выдохнуть, ничего страшного не случилось. Это обычное дело, когда дети играют: 

— Значит это не обвал?
— Нет.
— Значит, слон не танцевал?
— Нет.
— Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.

Таких смешных стихотворений у Успенского много. Он иногда так ловко обращался со словами, что тексты обретали самостоятельность. За ними не чувствовался автор, а вот много настоящей жизни – да, ощущалось. Даже если это просто была языковая игра, начинало казаться, что только так и можно говорить, и никак иначе. Так получилось и с чехардой слов в стихотворении «Память». Всё сказанное можно приписать ребёнку. Разве не так дети иногда подменяют одно другим?..

«Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».

ПОВТОРИ!

— Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне…

ПОВТОРИ!

Стихотворение это существует не в одном варианте. Есть более подробное, без волшебного, побуждающего «Повтори!», но с усиленной путаницей. Дети, как правило, над такими стихами сперва смеются, а потом начинают играть со словами сами, и, наверное, нет ничего лучше такой игры, ведь именно в ней появляется и растёт любовь к родному языку.

После подобных стихов даже в голову не придёт, что у автора могли быть проблемы с сочинением этих самых стихов. Но иногда и о трудностях с вдохновением можно написать в рифму. Редкий случай, когда детский поэт приоткрывает тайну творчества таким образом:

Дела мои весьма плохи:
Не получаются стихи.
Я всё по комнате хожу
И всё на улицу гляжу.

И небо сердито, и ветер сердит,
Сердитый старик на скамейке сидит.

Легко представить, как поэт ходит по комнате и поглядывает на мир за окном, а в мире всё сердито и никак не хочет поддаваться автору.

Все рассердились,
И сам я сержусь,
Наверно, в писатели
Я не гожусь.

Но мы-то с вами знаем, что ещё как годится! По опросам одних только детей Успенский раз за разом попадает в списки самых любимых авторов, и даже если маленькие дети не запоминают его имя, то непременно называют персонажей.

Но вот авторучку
Схватила рука,
И за строкой
Побежала строка.

И всё по-другому
Окрасилось вмиг:
Весёлое небо,
Весёлый старик.
Весёлое солнце
В весёлом окне.
Весёлый бульдог
Улыбается мне.

Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.

Стихи, представленные в тексте, можно найти в следующих книгах из фонда нашей библиотеки:
1. Успенский, Э. Н. Всё в порядке : стихи / Э. Н. Успенский ; худож. Е. Мамаева. – Харьков : Ранок Веста, 2006.
2. Успенский Э. Если был бы я девчонкой : стихи / Э. Успенский ; худож. О. Зотов. – М.: Малыш, 1983.