Кружков Григорий
Кружков Григорий
Редкий талант, блестящее остроумие и умение говорить о многом несколькими словами – так можно кратко представить поэта, переводчика и эссеиста Григория Кружкова. А если рассказывать обо всём подробно, то и дня целого не хватит, чтобы выразить восхищение его стихами и переводами для детей. Не случайно он входит в число лучших детских поэтов. Лёгкость словесной игры в его поэзии гармонично сочетается с очень личной интонацией, парадоксальность и оригинальные ходы – с едва ощутимой трогательной грустью. Последнее особенно заметно во многих балладах, и это сочетание тем удивительнее, чем больше в стихах абсурда.

Возьмём, к примеру, первые четверостишия «Баллады о капустном пироге». Уже одно название заставляет невольно улыбнуться, но остроумие Кружкова не знает границ, и на одном названии чудеса не заканчиваются:

Плыл королевич грустный
По матушке-реке,
Он вёз пирог капустный
В протянутой руке.

А в пироге капустном
Была заключена
Волшебником искусным
Принцесса кочана…

Баллада длинная, и целиком пост посвятить мы ей не можем, ведь хочется поделиться и другими стихами поэта, но вы только представьте, как может воспринять это стихотворение ребёнок!.. Пространство воображения бесконечно, но где-то там с первых же слов появляется грустный королевич, и не просто появляется, а плывёт, то есть находится в каком-то путешествии. Но путешествие это странное и необычное, ведь весь перевозимый груз – это кусочек пирога. Он такой маленький, что в трюм его можно не спускать. Лучше держать в руке. А ведь ещё пирог можно съесть! Обычно его для этого и берут в руки. Вот только этот пирог не простой, а заколдованный, из чего следует, что есть его ни в коем случае нельзя!..

Он ехал мимо леса,
Кусочек откусил,
Тут пленная принцесса
Вскричала что есть сил:

«Ах, осторожней, витязь,
Вглядитесь в пирожок!
Вы очень удивитесь,
Какой вам будет шок».

Любой капустный пирожок в жизни ребёнка после такой баллады станет не просто едой, а чем-то большим, ведь он узнает о Капустном царстве, в котором есть и свой царь, и принцесса Кочерыжка, и подданные – редька, салат и другие. Наверное, это один из секретов, как полюбить поэзию. Надо просто начинать вот с таких стихов ещё в детстве, чтобы когда-нибудь потом за немного легкомысленным весельем приоткрылась дверца и в мир более глубоких и серьёзных вещей.

Помните крылатое выражение «краткость – сестра таланта»? Если к краткости прибавить точность и языковое чутьё, то владение такими дарами неизменно приводит к созданию вещей, которыми нельзя не восхищаться. Судите сами по стихотворению «Чашка по-английски». Минимум слов, изящный поворот в сторону игры с междометием, чем-то напоминающий неожиданный ход в шахматах, и вот уже дух захватывает от простоты и гениальности:

– Как вы зовётесь
По-английски? –
Спросил у Чашки
Мудрый Краб.
В ответ,
Поклон отвесив низкий,
Сказала Чашка:
– Кап,
кап,
кап!

А что случится со словами, если в одном из них поменять «у» на «ю»? Если продолжить игру с заменой, как в стихотворении «Грюши»?..

Вы когда-нибудь
Ели грюши?
Нет, не груши,
А именно грюши?
Это истинный деликатес!
Грюши с виду
Длиннее и уже,
Но не хуже,
Чем груши дюшес.

Тот, кто кюшал
Когда-нибудь
Грюши,
Никогда не забудет
Их вкюс.
Я поставлю пятёрку им
С плюсом
И добавлю
Ещё один плюс!

Эти грюши
Выращивать трюдно,
Нужен тонкий
И тщательный
Трюд.
Но зато
Удивительно людно
На базарах,
Где их продают.

Тут не успеешь опомниться, как поймаешь себя на том, что повторяешь про себя или вслух «грюши» и «трюд». Как какой-нибудь иностранец, говорящий на русском с выразительным и смешным акцентом. Чудесное упражнение для языка!

И каждый раз, когда читаешь такие стихи, начинает казаться, что дальше придумывать нечего, что самое интересное поэтами уже сказано. А потом открываешь новую книжку со стихами для детей и удивляешься, как впервые. В одном из произведений Григория Кружкова старый поэт, охотник за рифмой (как за рыбкой!) говорит, что на стихотворение можно долго охотиться и не поймать, вернуться с пустыми руками, но:

Я не грущу,
ведь добыча моя не скудеет.
В зарослях слов
ещё так много стихов незнакомых,
Что, если писать всю жизнь,
их останется больше, чем было.

Можно считать за счастье и будущую поэтическую неизвестность, полную неожиданных открытий, и безграничную щедрость языка, и нашу человеческую, детскую в любом возрасте, восприимчивость ко всему, что происходит в этом мире.

Стихотворения, процитированные в посте, можно найти здесь:
Кружков Г. М. Письмо с парохода: [поэтич. сборник] / Григорий Кружков; [ил. Т. Кормер]. – М.: Самокат, 2009.