Поэтический четверг, Поэты о живописи
Поэты о живописи

У поэта Александра Кушнера есть стихотворение «Что я узнал», благодаря которому можно понять, чем отличаются пейзаж, натюрморт и портрет, и перестать их путать:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, —
Знай, что это: натюрморт.

На эти стихи композитором и бардом Григорием Гладковым была когда-то написана милая и простая песня. Наверное, именно такие песенки напевая, следует собираться на экскурсию в художественный музей. Мы хотим сегодня пригласить вас на прогулку по Третьяковской галерее и Эрмитажу вместе с поэтами Андреем Усачёвым и Галиной Дядиной, и первым посетим московский художественный музей, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. Сейчас уже и не верится, что когда-то одна из самых известных в нашей стране музейных коллекций начиналась с двух картин. Зато как волнующе в настоящее время звучат имена художников, чьи работы широко растиражированы, узнаваемы и любимы! Айвазовский и Васнецов, Шишкин и Кустодиев, Верещагин и Врубель… Глаза разбегаются, какая вокруг красота!.. Например, «Чёрное море» И.К. Айвазовского. Андрей Усачёв под впечатлением от написанного художником приближения бури сочинил своё мятежное Чёрное море:

Его мы видели лазурным,
Его мы видели зелёным.
Но миг – и море стало бурным,
И неприветливым, и чёрным.

У картины В.М. Васнецова «Алёнушка» тоже тянет задержаться. Неподдельное горе красной девицы вызывает у зрителя искреннее сочувствие:

Закатилось в чащу солнышко.
Хмурый лес вокруг стеной.
Пригорюнилась Алёнушка:
Как теперь ей жить одной?

С таких стихов к полотнам известных живописцев можно начинать знакомить детей с искусством и с нашими художниками. А ведь и они тоже иногда вдохновлялись стихами. К примеру, Александр Сергеевич Пушкин в 1831 году написал «Сказку о царе Салтане», а композитор и дирижёр Н.А. Римский-Корсаков, вдохновившись сказкой, создал одноимённую оперу, и уже потом Михаил Врубель посвятил персонажу этой оперы, Царевне-Лебедь, картину. Нам остаётся только подойти к этой картине с поэтом Андреем Усачёвым и представить, как художник её писал:

И художник был печален,
Всё глядел в ночную тьму:
Дева с чёрными очами
Часто грезилась ему.

Звал его далёкий голос,
Нежный взгляд на помощь звал…
И художник милый образ
Рисовал и рисовал.

Чтоб развеять злые чары,
Чтобы в мир вернуть весну,
Приникал к холсту ночами,
Как к волшебному окну.

Совсем другая коллекция в Эрмитаже. Но иную и немыслимо представить в этом роскошном дворце. На него, на пышное убранство и великолепную отделку залов, на шедевры изобразительного и декоративно-прикладного искусства люди приезжают посмотреть со всех концов света. Посмотрим и мы на некоторые картины. Вот нежная, похожая на розовато-молочную фарфоровую статуэтку «Девушка с гнездом» Шарля Шаплена, а вот стихи Галины Дядиной о ней:

Какая прелесть с ноготок,
Какие невелички –
На свет прозрачные чуток
В гнезде лесном яички!

Как сладко в пальчиках держать
Их с нежною заботой,
А в скорлупе воображать
Народец желторотый!

Как хорошо не понимать
В наивности счастливой,
Что из-за вас родная мать
Покинет их под ивой.

Конечно, поэтесса не могла не отметить, что ни к птичьей кладке, ни к гнезду прикасаться нельзя. Картина чудесная, чарующая, а за красотой – настоящая трагедия. Ведь птицы, почувствовав запах человека, могут бросить ещё не вылупившихся птенцов.

Среди сюжетов европейской живописи раньше было много таких, что вызывали у зрителя печаль. Но детям надо показывать и эти картины, ведь они, как и похожие произведения в стихах и прозе, развивают эмоциональную сферу ребёнка, формируют чувство эмпатии, учат состраданию. Андрей Усачёв написал очень грустные стихи к картине Ж. Стевенса «Горе странствующего шарманщика». Герой потерял верную спутницу, маленькую обезьянку, и теперь горько оплакивает её, сидя на снегу рядом с шарманкой:

Сев на разбитый старый ящик,
Заплакал горестно шарманщик:
Он так привык за годы к ней,
Весёлой спутнице своей.

Но не все сюжеты были грустными. Кроме того, если вспомнить, с чего мы начинали нашу традиционную рубрику – пейзажи, натюрморты и портреты, – то становится ясно, что бывают и другие картины. Вот, к примеру, жаркий, ослепительно солнечный пейзаж А. Мангена «Тропинка в Сен-Тропезе». В нём есть люди, но на первом месте, конечно, не они, а упоительно прекрасная летняя погода, такая, что только лениво лежать в траве, в тенёчке. Галина Дядина написала к этой идиллической картине такие стихи, что хочется попасть и в стихотворное пространство, и в саму картину:

Как интересно у тропинки
Тихонько книжку почитать
Да острым кончиком травинки
Овечек в небе посчитать.

Отбросить туфли и одёжку,
В траве устроить баловство,
Поймать кузнечика в ладошку,
Потрогать скрипочку его.

Понаблюдать, как день растает
И как вечерней полутьмой
Всё гуще-гуще обрастает
Почти забытый путь домой.

Напоследок давайте посмотрим с Андреем Усачёвым на картину Ф. Хильдебрандта «Дети в ожидании ёлки». Совсем скоро уже наступит Новый год, и мы уверены, что вам совсем не хочется грустить. Вот и на картине дети стоят у двери, ждут праздника и чудес:

– Ну скоро ёлочка придёт?
– Она, я слышу, у ворот.
Всё ближе, ближе…
Вот теперь
Она стучится в нашу дверь,
Уже заходит ёлка в дом…
– Ура! Чего тогда мы ждём?
– Она прошла далёкий путь.
Ей надо отдохнуть чуть-чуть:
Стряхнуть с озябших веток снег,
Подарки разложить для всех,
Надеть свой праздничный наряд…
Она готова, говорят.
Считаем дружно до пяти –
Но тихо нужно в зал войти,
Чтобы её не напугать:
– Один,
два,
три,
четыре,
пять…


Представленные в тексте стихи можно найти в следующих книгах из нашего фонда:
1. Усачев, А. А. Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым : [стихи] / А. А. Усачев. – М. : Дрофа-Плюс, 2007.
2. Усачев, А. А. Прогулки по Эрмитажу : [стихи] : [6+] / А. А. Усачев, Г. Дяд
ина. – СПб. : Азбука : Азбука-Аттикус, 2016.