Рената Муха

Рената Муха и богатство немногословия


Жил человек с бородой и усами –
а остальное придумайте сами.

Так провокационно звучит одно из знаменитых двустиший Ренаты Мухи – «Продолжение следует». Мы не случайно начинаем нашу традиционную поэтическую рубрику именно с него. Иногда воображению, чтобы разыграться, достаточно какой-то малости. Кто этот человек? Почему с бородой и усами? Отчего именно это важно? Как жил? Что делал? О чём мечтал?.. Ну и само название… Ведь продолжение и в самом деле следует. Что стоит придумать, что будет дальше?..

Fjawiifcm2k.jpgПоэтесса на фестивале «Пора смеяться» между чтением своих стихов рассказывала, как начинала сочинять. Рассказывала шутливо, специально обыгрывая выбор малых форм, но за игрой, как известно, всё равно есть что-то правдивое. Про те же двустишия Рената Григорьевна говорила, что придумывала сперва стихотворение из четырёх строк, потом две первые строчки убирала, и оставались лишь третья и четвёртая – в чём-то абсурдные, но в то же время единственно возможные, как точка в конце предложения.

Любопытно, что про предложение (и про продолжение!) у поэтессы тоже есть стихотворение:

Простое предложение лежало без движения,
И ждали продолжения внизу пустые строчки.
«Какое продолжение? – вздохнуло Предложение,
– Вы что, не понимаете, что я дошло до точки?»

Но всё только начинается. Точка тоже может быть началом чего-то, как у Юлия Кима. Помните?..

Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек!

Поэтическая игра Ренаты Григорьевны изящна, остроумна. Все слова точно подобраны, ничего лишнего или неуместного нет. Возможно, сыграло свою роль то, что поэтесса долгое время работала преподавателем на кафедре английской филологии Харьковского университета, занималась исследованиями в области английского синтаксиса. Обойти стороной классическую английскую литературу (и литературу нонсенса в частности) в этом случае немыслимо, невозможно. И Эдвард Лир с лимериком про старичка, в бороде которого разные птицы свили гнёзда, сразу же вспоминается. Этот поэт со своими бессмыслицами был родоначальником целого жанра, и Муха тоже внесла вклад в жанровое разнообразие детской поэзии. Ею, к примеру, были придуманы «недоговорки», всё те же двустишия, но уже без определённого конца, оставляющие простор воображению и поражающие своей очевидной иронией:

Как-то раз у короля
Не хватило денег для…

Или:

Как-то раз в одной стране
Все решили больше не…

Ни один ребёнок не оставит такие стихотворения без продолжения! Да и взрослый читатель сможет оценить подобную многозначительную недосказанность. Впрочем, Ренате Григорьевне легко удавались и более тонкие вещи. Так в стихотворении про осьминогов «Встреча» удивляют простота и изящество поэтического решения. Всего лишь рифма, но какая!..

Один осьминог подошёл к осьминогу
И в знак уваженья пожал ему ногу.

Это очень смешное стихотворение, и наивная простота ему необычайно идёт. Таким же простым кажется двустишие «Крокодилова улыбка», но это впечатление обманчиво. Многозначительность двух строчек всё расставляет по своим местам, читатель превращается в свидетеля неловкой ситуации, в зрителя живой и очень эмоциональной короткой сценки: 

Вчера Крокодил улыбнулся так злобно,
Что мне до сих пор за него неудобно.

Как будто можно подсмотреть у самой жизни вот такие моменты, подсмотреть, а потом сохранить в памяти. Или всё же можно?.. Тогда любая случайность или просто незначительное (казалось бы) событие приобретают смысл, совсем как в стихотворении «Птица». Сколько таких птиц мы встречаем?..

Вчера прилетала какая-то птица.
Наверное, с нами хотела проститься.

Она и поздороваться ещё не успела! Но вот вопрос: что важнее, поздороваться или проститься? Начало или конец?.. Даже если вспомнить «недоговорки» поэтессы, всё равно придётся признать, что конец (а его отсутствие – это тоже конец) важнее. Начинать всегда проще, а вот красиво всё завершить – целое искусство. Рената Муха владела этим искусством в совершенстве и даже могла передать умение красиво всё закончить героям своих произведений, как, например, в стихотворении «Просьба»:

«Я Вас очень прошу», –
Написал мне Чудак
И поставил в конце
Попросительный знак. 

О этот попросительный знак! Сложно представить, как он выглядит, но это точно что-то большее, чем просто знак вопроса. Возможно, такой же невидимый попросительный знак стоит в конце стихотворения «Дождик»:

Дождик тянется за Тучкой,
шепчет Тучке на ходу:
«Мама, скучно,
мама, скучно,
мама, можно
я пойду?»

А ведь Рената Муха понимала ещё и то, насколько хрупко и неуловимо всё в поэтическом пространстве. Слова – это не просто набор знаков, звуков, это ещё и что-то такое, что ускользает из памяти подобно сновидению, что-то неверное, неясное, зыбкое, но прекрасное, как песня.

Сова

Всю ночь,
С темноты до рассвета,
На ветке
Сидела Сова.
И песню
Сложила про это.
А утром
Забыла слова.

Рубрику «Поэтический четверг» ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.

Представленные в тексте и другие стихи Ренаты Мухи можно найти в следующих книгах в фонде нашей библиотеки:
1. Муха, Р. Однажды, а может быть дважды : стихи для бывших детей и будущих взрослых / Рената Муха ; [худож. Т. Сучкова]. – Минск : МЕТ, 2005.
2. Левин, В. А. Между нами ; Между нами, взрослыми... : стихи, сказки и развлечения для общения с детьми : педагогич. заметки писателей : как читать с детьми / Вадим Левин, Рената Муха ; [ил. С. Ивановой]. – М. : Октопус, 2009.
3. Муха, Р. Г. Ужаленный уж : [0+] : [стихи] / Рената Муха ; иллюстрации Евгения Антоненкова. – Москва : Махаон, 2015.