Зайцев Алексей

Зайцев Алексей

Стихи поэта Алексея Зайцева появились в нашей библиотеке совсем недавно. Маленькая книжечка, вышедшая в рамках «Поэтической серии» издательства «Самокат», сразу же привлекает внимание своей по-летнему солнечной обложкой. Очень удачно выбран художницей Анной Журко жёлтый цвет, как акцентный, для иллюстраций, настолько он праздничный и весёлый. И стихам этот позитивный цвет необычайно подходит, ведь они у автора, по словам Марины Бородицкой, настоящий словесный цирк, а цирк – это всегда праздник для детей и смех.

Можно сказать, что Алексей Зайцев чем-то немного похож на героя своего стихотворения «Освоил»:

Валера освоил искусство жонглёра.

Теперь он Валёра.

Вäлерä.

Вäлёрä.


В этом стихотворении на самом деле происходит жонглирование точками, и прочитать его до конца после чудесной рифмы «жонглёра-Валёра» невозможно. Но всё равно видно перемещение знаков, ловкость рук (и словесная ловкость поэта!). И что ещё более удивительно, без внимательности читателю (зрителю!) не обойтись: как и в цирке, он смотрит и видит безупречное цирковое искусство манипулирования предметами. В нашем случае – точками. Всего лишь знаки препинания, а какой эффект!.. Даже пространство между строчками поэтом выделено не просто так, а чтобы было, где размахнуться жонглёру.

Кстати, с точками любит играть не только Алексей Зайцев. В фонде нашей библиотеки есть книжка польской переводчицы и редактора Анны Тараски «Точка с ошибкой», главная героиня которой, точка, путешествует из тетрадки в тетрадку в поисках своего домашнего питомца – ошибки. Эта ошибка оказывается редкой рифмой в черновике поэтессы.

У героя нашего сегодняшнего «Поэтического четверга» ошибок нет, а вот уже упоминавшуюся рифму «жонглёра-Валёра» можно считать редкой. Даже единственной во всём мире. Вряд ли кто-то додумался так срифмовать два слова до Зайцева. И это лишь одна из многочисленных, сделанных им вдохновенных находок. К примеру, что бывает, когда точек много, мы уже видели, а вот что происходит, когда не хватает целых букв?..

Мама мажет рану йодом.

Я смотрю на слово «йод» –

почему нет буквы «Ё» там?

Даже двух недостаёт!

Ведь не «йод»,

а ой-ёй-йёд!


Этот пример поразителен тем, что в стихотворении «Не хватает» через две буквы передаётся ощущение щипучести, жжения. Само слово «йод» как бы сглажено и лишено своей сути. С буквой «ё» оно начинает жечься. С двумя буквами ребёнок беспокойно двигается, подпрыгивает, ойкает и с нетерпением ждёт, когда же его опять отпустят гулять. Возможно, это он же в другом стихотворении прыгал по лужам («Попрыгал»):

Я попрыгал вслед за Любою

по лужам –

и теперь я носом хлюпаю

не хуже!


И он же ходил по улицам с развязанными шнурками, вызывая неподдельные внимание и восхищение прохожих («Развязался»):

У меня развязался шнурок –

и теперь мною правит рок.

И теперь, опуская стопу,

я испытываю судьбу.

Я давно б его завязал,

но смотрю прохожим в глаза

и читаю в них: «Во даёт!

Он бесстрашно идёт вперёд!»

Героический свой поход

растянул я на полчаса.

А потом – растянулся сам.

Впрочем, летом йод, лужи и развязавшиеся шнурки – обычное дело. Необычным всё становится тогда, когда подключается детское воображение. А начинается всё, как правило, с невинных вопросов «почему», «зачем», «откуда», «как» и других. Именно так было с героями стихотворения «Прилетел»:

Пятнадцать лет я ждал Антона.

И вот он прилетел с Плутона.

И я: «Ну как? Ну что, Антон?!»

Чуть помолчав, ответил он:

«Зачем полоски на батоне,

не знают даже на Плутоне», –

и тяжело вздохнул потом.


Мы подозреваем, что ответ на этот детский непосредственный вопрос (вопрос, ведущий к путешествию в космос!) даётся, пусть и не прямо, в стихотворении Олега Григорьева «Батон». Полоски нужны для того, чтобы собачкам было удобно откусывать:

С длинным батоном под мышкой

Из булочной шёл мальчишка,

Следом с рыжей бородкой

Пёс семенил короткий.

Мальчик не оборачивался,

И батон укорачивался.

Только, как вы понимаете, главное не подглядывать, не оборачиваться, идти себе домой с батоном спокойно и ни о чём не жалеть. Особенно, о батоне. Да и разве жалко что-то для столь милых собак? Даже если у них нет рыжей бородки, они всё равно вызывают желание поухаживать за ними. Видимо, тут действуют какие-то особые законы природы. Видишь собачку – отдай ей батон. Или почеши ей нежный беззащитный живот («Поразительно»):

Что поразительно –

физика

Тузика

нас

обязует

чесать ему

пузико.


На этом моменте почёсыванья собачьего пузика и завершим наш «Поэтический четверг» о цирке, Плутоне и пёсиках. Жонглируйте в своё удовольствие, читайте стихи и заходите к нам в гости!


Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.


Представленные в тексте и другие стихи Алексея Зайцева и Олега Григорьева можно найти в следующих сборниках из фонда нашей библиотеки:

1.       Григорьев, О. Е. Стихи для детей / Олег Григорьев ; [иллюстрации Ирины Затуловской]. – Москва : Самокат, 2005.

2.       Зайцев, А. А. Физика Тузика : [0+ : поэтический сборник] / Алексей Зайцев ; [иллюстрации Анны Журко ; предисловие Марины Бородицкой]. – Москва : Самокат, 2020.